Владивосток

 

На Дальнем Востоке нашей страны расположен город Владивосток. В настоящее время он является центром не только Приморского края, но и всего Дальневосточного федерального округа, территория которого составляет 40,6 процентов площади всей страны. Дальний Восток для России играет огромную роль. Многие столетия наши предки собирали земли в одно большое государство. Благодаря этому Россия занимает территорию от Балтийского моря на западе до Тихого океана на востоке. В отличие от европейской части нашей страны Дальний Восток заселён не так плотно. От одного большого города до другого здесь могут быть многие сотни километров. Если по карте провести прямую линию от Москвы до Владивостока, невзирая на административные и географические нюансы, то расстояние будет 6417 километров. А вот если ехать из Москвы во Владивосток по железной дороге, то расстояние уже будет 9259 километров. Это очень большие расстояния, но на Дальнем Востоке привыкли к ним. Больших городов здесь не так много и Владивосток является одним из самых крупных. Кроме того, он ещё и портовый город. В тихой незамерзающей бухте Золотой Рог расположен Владивостокский морской торговый порт. Он играет важную роль в международных перевозках в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Здесь происходит перевалка морского грузопотока на железнодорожные составы, которые по Транссибирской магистрали идут вглубь России и в другие страны. Можно сказать, что Владивосток и море просто неразделимы. 

История Владивостока

Своим появлением Владивосток обязан генерал-губернатору Восточной Сибири Муравьёву-Амурскому Николаю Николаевичу (1809-1881 гг.). В далёком 1859 году он на колёсном пароходо-корвете Военно-морского флота Российской империи «Америка» обходил берега залива Петра Великого. Неожиданно его взгляду открылась великолепная бухта. Она поразила генерал-губернатора своей красотой и удобством, а также напомнила бухту Золотой Рог в Стамбуле (Турция). Николай Николаевич предложил дать ей аналогичное название. Так на восточной окраине Российской империи появилась бухта Золотой Рог. Оценив бухту по достоинству, он приказал основать здесь военный пост, который повелел именовать Владивосток (владеть востоком). 20 июня 1860 года (по старому стилю) в бухту Золотой Рог вошёл военный транспорт «Маньчжур» под командованием капитан-лейтенанта Шефнера Алексея Карловича (1832-1891 гг.). Проплывая вдоль берега, он нашёл наиболее удобное место для высадки. И вот уже по округе понеслись звуки топоров, рубящих стволы могучих и нетронутых деревьев. На самом видном месте был установлен деревянный флагшток с поднятым российским флагом. Этот день считается датой основания военного поста Владивосток. Пройдёт ещё пару десятков лет развития поселения, и в 1880 году оно получит статус города. Владивосток стал не обычным городом, а главной военно-морской базой Российской империи на Тихом океане. Здесь базировалась русская эскадра. 

Владивосток, вид на бухту Золотой Рог

С развитием Владивостока развивался и его морской порт. В 1880 году из Одессы во Владивосток прибыл торговый пароход «Москва». Это событие ознаменовало открытие гражданского морского сообщения города с Центральной Россией, что было необходимо как воздух. Но такой путь был очень долгим по времени. Пароход «Москва» потратил на него полтора месяца. В марте 1881 года российский престол занимает император Александр III (1845 – 1894 гг.). Император и правительство понимали, что благодаря стараниям многих исследователей, путешественников и военных Российская империя распростёрла свои объятия далеко на восток, до самого Тихого океана. Эта территория требовала освоения и укрепления границ. Было принято решение о строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали (Транссиб), конечным пунктом которой являлся бы Владивосток. Но не так быстро всё делалось, как хотелось бы. Пока проводился выбор трассы, изыскательские работы на огромных территориях и согласование в различных ведомствах, прошли годы. Строительство началось только в 1891 году с Уссурийской железной дороги. Как раз в этот знаменательный момент во Владивостоке находился цесаревич Николай Александрович (1868 – 1918 гг., будущий последний русский император Николай II). Для повышения кругозора и завершения образования он был направлен императором Александром III в «Восточное путешествие». Цесаревичу Николаю был выделен полуброненосный фрегат «Память Азова», на котором он посетил Грецию, Египет, Индию, Таиланд, Японию и в начале мая 1891 года прибыл во Владивосток. Здесь цесаревич принял участие в официальном открытии начала строительства Транссибирской магистрали. Он собственноручно отвёз тачку земли на полотно будущей железной дороги. Затем Николай заложил первый камень в фундамент железнодорожного вокзала. Пробыв ещё некоторое время во Владивостоке, цесаревич отправился в Санкт-Петербург сухопутным путём, проходящим по территории Российской империи.

Строительство дороги шло ударными темпами, и в 1893 году было открыто железнодорожное сообщение между Владивостоком и селом Никольское (с 1898 года – город Никольск-Уссурийский, с 1935 – Ворошилов, а с 1957 – Уссурийск). К 1897 году строительство Уссурийской дороги было закончено. Поезда начали курсировать от Владивостока до Хабаровска. Далее предполагалось строить другой участок железной дороги по левому берегу Амура. Если рассматривать общее строительство Транссиба, то оно велось параллельно на нескольких больших участках. Их называли дорогами: Уссурийская дорога (1891 – 1897 годы строительства), Западно-Сибирская дорога (1892 – 1896 гг.), Средне-Сибирская дорога (1893 – 1899 гг.), Забайкальская дорога (1895 – 1900 гг.), Китайско-Восточная дорога (1897 – 1903 гг.), Кругобайкальская дорога (1899 – 1905 гг.) и Амурская дорога (1906 – 1916 гг.).

КВЖД

Отдельной строкой в истории Российской империи проходит Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД). В конце XIX века Китай был ослаблен войнами и крупными внутренними восстаниями. Многие ведущие державы мира хотели использовать сложившуюся ситуацию и получить в этом регионе планеты свои преференции (преимущества, льготы), а то и земли для военных баз. При таком положении дел Российская империя опасалась за свои территории на Дальнем Востоке. 22 мая 1896 года в Москве состоялось подписание российско-китайского договора о союзе против Японии. Произошло это после первой японо-китайской войны (1894-1895 гг.). По договору Российская империя получила право на строительство железной дороги через территорию Манчжурии. В сравнении с амурским направлением строительства это был более короткий путь между Читой и Владивостоком. Кроме того, присутствием в Маньчжурии Российская империя увеличивала своё влияние в этом регионе. Было решено привлечь к строительству частный капитал. Ещё в конце 1895 года был создан Русско-Китайский банк, основной целью которого было содействие развитию экономических связей России с Китаем. Для проведения строительства и последующего управления железной дорогой банк учредил акционерное общество «КВЖД». Строительство дороги было начато в 1897 году. 

На просторном берегу реки Сунгари, являющейся самым крупным притоком Амура, в августе 1897 года было выбрано место под железнодорожную станцию. Началось строительство железнодорожного полотна, инфраструктуры станции и строительного управления КВЖД. Это место назвали железнодорожным посёлком Сунгари (по названию реки). Количество людей в посёлке стало расти невероятными темпами. Им необходимо было не только работать, но и где-то проживать. 16 мая 1898 года был заложен первый жилой барак. С него начался город Харбин, что в переводе с маньчжурского языка означает «переправа». 1 июня 1903 года Китайско-Восточная железная дорога была введена в эксплуатацию. Теперь из Москвы во Владивосток можно было добраться по железной дороге.

Владивосток, здание железнодорожного вокзала

Была также построена дополнительная ветка от Харбина до Порт-Артура и Дальнего (Южно-Маньчжурская железная дорога). С введением в эксплуатацию КВЖД территория Маньчжурии стала превращаться в экономически развитую часть Китая.  

Порт-Артур

В южной части Ляодунского полуострова, расположенного в Жёлтом море, находился город Люйшунь (Люйшунькоу, в настоящее время район города Далянь). В 1371 году название этой местности дал будущий император Чжу Ди (1360 – 1424 гг., династия Мин). В буквальном смысле Люйшунькоу означает «бухта спокойного путешествия». Английское название Port Arthur (Порт-Артур) Люйшунь получил в 1860 году в честь офицера Королевского флота Уильяма К. Артура (1830 – 1886 гг.). Во время Второй опиумной войны (1856 – 1860 гг.) Артур отбуксировал для ремонта искалеченный фрегат «Алжерин», которым он командовал, в гавань рыбацкой деревни Люйшунь. С этого момента англичане стали называть Люйшунь «Порт-Артур». Западные державы и Российская империя приняли это название. 

В 1880-ые годы китайское правительство начало строительство военно-морской базы в Люйшуне. Для защиты от высадки десанта здесь был размещён большой гарнизон китайских войск. В бухте провели дноуглубительные работы и разместили на территории базы доки для ремонта броненосцев и крейсеров. От атаки с моря базу прикрывала береговая батарея. Но в 1894 году началась первая японо-китайская война (1894 – 1895 гг.). Не выдержав натиска противника, Люйшунь был вынужден сдаться. Вошедшие японские войска обнаружили несколько трупов пленных японских солдат со следами пыток. Это послужило предлогом для расправы над мирным населением. Они были обвинены в пособничестве китайским военным, которые замучили японских пленных. В результате произошла «Люйшуньская резня», длившаяся несколько дней. Было убито более 20 тысяч гражданского населения, включая женщин и детей. В живых оставили только 36 человек, которые в течение месяца стаскивали трупы людей к месту кремирования. На их шапках было написано: «Этих не убивать». По Симоносекскому договору Порт-Артур (Люйшунь) перешёл к Японии. В апреле 1895 года Германия, Россия и Франция сделали заявление Японии с требованием пересмотреть условия договора с Китаем (так называемая Тройственная интервенция). Под давлением Япония была вынуждена согласиться в обмен на дополнительную контрибуцию со стороны Китая в размере 30 миллионов таэлей (лян). 5 мая 1895 года Япония объявила о выводе своих войск с Ляодунского полуострова. 

В декабре 1897 года произошло событие, которое подтолкнуло Россию к активизации своих действий в этом регионе. Германия заняла китайский город Циндао и сразу же начала переговоры об аренде на 99 лет с Китаем. Император Российской империи Николай II согласился с предложением министра иностранных дел графа Муравьёва М.Н. (1845 – 1900 гг.) о занятии двух портов на Ляодунском полуострове. Михаил Николаевич доложил императору, что вблизи этих портов в Жёлтом море курсируют английские суда. Если Россия не возьмёт порты, то англичане обязательно это сделают. В декабре 1897 года русские военные суда встали на рейде Порта-Артура. 15 марта 1898 года в Пекине была подписана Русско-китайская конвенция. По ней Российская империя получала в арендное пользование на 25 лет Люйшунь и Далянь с прилегающими водными и сухопутными территориями. Военное и гражданское руководство на этих землях передавалось русским властям. Конвенция также давала право акционерному обществу КВЖД построить от одной из станций КВЖД железнодорожную ветку до Даляня. 

Япония была очень недовольна. Получалось, что Россия фактически отобрала у неё Ляодунский полуостров, захваченный в ходе первой японо-китайской войны. Япония пошла на увеличение налогов своего населения и начала готовиться к новой войне под лозунгом «Гасин-сётан» (сон на доске с гвоздями), призывая японцев потерпеть вынужденное неудобство. 

Российская империя намеревалась превратить Порт-Артур во вторую по счёту военно-морскую базу Тихоокеанского флота. Первой базой был Владивосток. По проекту военного инженера Величко К.И. (1856 – 1927 гг.) в 1901 году началось строительство укреплений крепости. В порту стала базироваться 1-я Тихоокеанская эскадра. Для защиты крепости в ней был расквартирован пехотный полк. На строительство укреплений Порт-Артура и прокладки Южно-Маньчжурской железной дороги требовалось много средств. В эти годы развитие Владивостока немного замедлилось, но всё равно шло вперёд. 

27 января 1904 года началась русско-японская война. Без какого-либо предупреждения или объявления войны японские корабли выпустили торпеды по российским военным кораблям, стоявшим на рейде Порт-Артура. Два броненосца и один крейсер получили серьёзные повреждения. Вместе с флотом сухопутная армия Японии начала осаду Порт-Артура. Благодаря героической стойкости русских солдат, осада продлилась 11 месяцев. В декабре 1904 года генерал Стессель А.М. (1848 – 1915 гг.) издаёт приказ о прекращении военных действий. Он передаёт крепость японской армии. За это Стессель А.М. был отдан под суд, но в дальнейшем амнистирован императором Николаем I. Между Россией и Японией 23 августа 1905 года был подписан Портсмутский мирный договор, по которому арендные права на Порт-Артур были уступлены Японии. С утратой Порт-Артура главной военно-морской базой Российской империи на Дальнем Востоке опять становится Владивосток.

Владивосток, парусная любительская регата

Владивосток во время Гражданской войны

После Октябрьской революции 25 октября 1917 года (дата по юлианскому календарю, а при переходе в России через три месяца на григорианский календарь дата соответствует 7 ноябрю 1917 года) власть во Владивостоке перешла к большевикам. Начали формироваться соответствующие структуры и службы, но 29 июня 1918 года войска Чехословацкого корпуса свергли советскую власть в городе. Возникает вопрос: откуда же на побережье Тихого океана вообще взялись подразделения Чехословацкого корпуса? Дело в том, что ещё в самом начале Первой мировой войны (1914 – 1918 гг.) из чехов, проживавших в России, была создана небольшая военная часть. Она хорошо себя зарекомендовала в боях с противником. Увидев в этом дополнительные военные силы в борьбе с Германией и Австро-Венгрией, руководство русской армии дало разрешение формировать ещё части из пленных чехов и словаков. К окончанию Первой мировой войны образовался целый Чехословацкий корпус в составе нескольких дивизий. 

Потом в России грянули революционные события. Чехословацкий корпус не хотел вмешиваться во внутреннюю борьбу чужого государства. Чуть ранее, 13 февраля 1916 года, в Париже (Франция) был создан Чехословацкий национальный совет, который не прочь был иметь собственные военные силы. Руководство Чехословацкого корпуса обратилось к французскому правительству с просьбой передислоцироваться во Францию. Правительством Франции был издан декрет о создании автономной чехословацкой армии во Франции. С 15 января 1918 года формально корпус в России был подчинён руководству этой армии. Для перемещения войск Чехословацкого корпуса из России во Францию был выбран наиболее безопасный путь по железной дороге до Владивостока и далее на кораблях. Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (РСФСР, так стала называться Российская Республика с февраля 1918 года) согласилось с этим путём передвижения. Через некоторое время многие крупные станции вдоль Транссибирской железной дороги были забиты войсками Чехословацкого корпуса, в том числе Владивосток. 

Германии совсем не хотелось, чтобы во Франции появились подготовленные боеспособные части, которые однозначно были бы направлены против неё на западе. В это время РСФСР вело с Германией переговоры о заключении мирного договора. На правительство РСФСР было оказано давление, и оно было вынуждено согласиться приостановить вывод войск чехословацкого корпуса, с последующим его полным разоружением. На некоторых железнодорожных станциях стали происходить вооружённые стычки. В конце концов войска Чехословацкого корпуса подняли мятеж и свергли советскую власть вдоль почти всей Транссибирской магистрали. Во Владивостоке это событие произошло 29 июня 1918 года. Через некоторое время во Владивосток были введены военные подразделения США, Японии, Италии и Канады. На Дальнем Востоке началась партизанская война, а на европейской части России уже во всю бушевала Гражданская война (1917 – 1922 гг.). 

В сентябре 1918 года из Японии во Владивосток прибывает вице-адмирал Колчак А.В. (1874 – 1920 гг., будущий адмирал и Верховный правитель России). Он хотел на Дальнем Востоке начать создавать вооружённую армию для борьбы с большевиками. Этому мешал атаман Семёнов Г.М. (1890 – 1946 гг.), с которым у Колчака А.В. не сложились отношения. Но Семёнова Г.М. поддерживала Япония, которая имела виды на ряд территорий Дальнего Востока. Колчак А.В. хотел договориться с Японией, однако переговоры не увенчались успехом. Пробыв некоторое время во Владивостоке, он уезжает ближе к центральной части России, где события разворачивались быстрыми темпами. Здесь был его карьерный взлёт. Его произвели в полные адмиралы и провозгласили Верховным правителем России. Несмотря на все его старания, противостоять подразделениям созданной большевиками РККА (Рабоче-крестьянской Красной армии) его войска не смогли. В результате началось отступление на восток. Адмирал Колчак А.В. взял с собой золотой запас и на нескольких железнодорожных составах поехал на восток. Ехать можно было только по Транссибирской магистрали, на которой основными силами уже не первый месяц были подразделения Чехословацкого корпуса. Эвакуация корпуса растянулась на долгое время. Все хотели использовать их в своих интересах. Ему то разрешали перемещение, то запрещали. У Колчака А.В. с ними тоже были очень натянутые отношения. Ведь чехи и словаки пользовались принципом «Наши интересы прежде всех остальных». 

С большим трудом эшелоны Колчака А.В. передвигались дальше на восток. Французский генерал Жанен (Пьер-Тибо-Шарль-Морис Жанен, 1862 – 1946 гг., главнокомандующий союзными войсками в Сибири и на Дальнем Востоке) распорядился не пропускать поезд Колчака А.В. дальше Нижнеудинска (город в Иркутской губернии). Здесь у него силой чехи забрали паровозы. Не веря в положительный исход событий, нижние чины личной охраны покинули его, а офицеров адмирал отпустил сам. Его посадили в отдельный вагон. Вслед за вагоном шёл «Золотой эшелон», переданный под чешскую охрану. 15 января 1920 года Колчака А.В. привезли в Иркутск. Здесь адмиралу объявили, что его передают местным властям (эсеро-меньшевистскому «Политцентру»). Колчака А.В. и Пепеляева В.Н. (1885 – 1920 гг., председатель Совета министров правительства Колчака А.В.) арестовали и поместили в тюрьму. 7 февраля 1920 года они были расстреляны. Конечно, описание событий о Чехословацком корпусе и адмирале Колчаке А.В. только вскользь касается Владивостока, но зато оно помогает понять ситуацию, сложившуюся во время Гражданской войны на Дальнем Востоке и в Сибири. 

К 1920 году на Дальнем Востоке всё ещё были войска иностранных государств. Чтобы не допустить войны с Японией, правительство РСФСР пошло на создание Дальневосточной республики (ДВР, существовала с апреля 1920 по ноябрь 1922 гг.). Юридически она являлась независимым демократическим государством. В нём имелось своё правительство, вооружённые силы и т.д. Иностранные государства были вынуждены вывести свои войска с Дальнего Востока. РСФСР официально признала ДВР и начала оказывать ей всяческую помощь. Например, из частей Восточно-Сибирской советской армии в марте 1920 года была создана НРА ДВР (Народно-революционная армия Дальневосточной республики). За время её существования было 5 главнокомандующих. Среди них наибольшую известность получили: Блюхер В.К. (1890 – 1938 гг.) и Уборевич И.П. (1896 – 1937 гг.). После ухода войск интервентов, НРА провела военные операции. В результате были полностью разгромлены войска атамана Семёнова Г.М. 

Япония понимала, что ДВР хоть юридически независимое государство, но полностью просоветское. Это совсем не вписывалось в стратегические планы страны восходящего солнца. При поддержке Японии 21 мая 1921 года во Владивостоке и Приморье произошёл переворот. Власть была захвачена представителями белого движения. Оставшиеся территории Забайкалья были подконтрольны ДВР. В результате переговоров между ДВР и Японией положительных результатов достичь не удалось. Подготовившись и почувствовав поддержку Японии, белогвардейские войска в ноябре 1921 года начали наступление. Ими был захвачен Хабаровск и территория до станции Волочаевка. Здесь они были остановлены Народно-революционной армией ДВР. Несколько месяцев происходили бои местного значения, а 14 февраля 1922 года НРА освободила Хабаровск. Осенью 1922 года была осуществлена Приморская операция. Войска НРА под командованием Иеронима Уборевича перешли в наступление и полностью разгромили белогвардейскую армию. Это последняя крупная операция Гражданской войны. 25 октября 1922 года НРА и партизаны вступили во Владивосток. Остатки белогвардейской армии эвакуировались за границу. 

По всей территории Дальневосточной республики стали происходить митинги, на которых рабочие высказывались за присоединение к РСФСР. Вечером 14 ноября 1922 года командиры частей НРА от имени Народного собрания обратились с просьбой включить ДВР в состав РСФСР. 15 ноября 1922 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) за подписью Калинина М.И. (1875 — 1946 гг.) издаёт соответствующий декрет. Вся территория Дальневосточной республики теперь стала частью РСФСР. Буквально через полтора месяца, 30 декабря 1922 года, был создан Союз Советских Социалистических Республик (СССР, 1922 – 1991 гг.). Дальнейшее развитие Владивостока стало происходить уже в составе сильной и могучей страны. 

Владивосток сегодня

В настоящее время Владивосток один из самых современных городов Дальнего Востока. В 38 километрах от города находится международный аэропорт Владивосток (Кневичи) имени В.К. Арсеньева. Это имя ему было присвоено 31 мая 2019 года в честь Владимира Клавдиевича Арсеньева (1872 – 1930 гг.) — русского путешественника, географа и исследователя, который внёс огромный вклад в изучение Дальнего Востока. Среди множества талантов Арсеньева В.К. есть также труд писателя. Широкую известность ему принесло произведение «Дерсу Узала». В 1975 году великий японский режиссёр Акира Куросава (1910 – 1998 гг.) снял одноимённый фильм «Дерсу Узала». В последующем фильм был удостоен премии «Оскар». 

Во Владивостоке расположен крупнейший в этом регионе Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). Он был образован в 2011 году в результате объединения четырёх вузов. Его филиалы расположены во многих городах Дальнего Востока. Один даже находится в городе Хакодате на острове Хоккайдо (Япония). ДВФУ единственный вуз нашей страны, который имеет филиал в Японии. С 2013 года университет располагается в новом кампусе (институтский городок, включающий в себя учебные помещения, научно-исследовательские институты, библиотеки, жилые помещения и т.п.), который был построен на острове Русский. Раньше сюда горожане приезжали отдохнуть на природе, а теперь можно видеть современные здания с хорошей инфраструктурой. От Владивостока остров Русский отделён проливом Босфор Восточный. Через него был построен вантовый мост (ванты — стальные тросы, служащие для поддержки висячих конструкций). Он является одним из самых длинных в мире среди вантовых мостов. 

Можно ещё довольно долго рассказывать о Владивостоке. Несмотря на его относительно небольшой возраст, многие исторические события коснулись этого города. Из-за большой удалённости, не у каждого есть возможность посетить его. Однако жители России очень любят свою страну и стараются как можно больше узнать о каждом интересном городе, коим, бесспорно, является Владивосток. 

Владивосток на карте