Недалеко от города Белёва, на живописном берегу реки Оки, протекающей по территории Тульской области, расположена Свято-Введенская Макариевская Жабынская пустынь (мужской монастырь). Он был основан в 1585 году по грамоте царя Фёдора Иоановича (1557 — 1598 гг., сын Ивана Грозного по прозвищу Фёдор Блаженный). В ней сообщается, что «…государевы царёвы и великого князя белёвских дворцовых сёл писцы Никита Григорьевич Ржевский со «товарищи» дали старцу Онуфрию Жабынское городище под монастырь. Грамотных людей в то время было очень мало и статус писаря ценился высоко. Никита Григорьевич по сути был в Белёвском уезде управляющим дворцовыми имениями. Под руководством Онуфрия потихоньку был построен небольшой монастырь. Не всё так гладко шло, но когда монастырь «окреп», старец оставил общемонастырскую жизнь и, поручив руководство братией одному из своих учеников, сосредоточился на молитвах и служении Господу. Он принял схиму с именем Макарий.
Жабынской пустыни стать по настоящему большим и сильным монастырём не дали обстоятельства. Времена в начале 17 века на Руси были сильно неспокойными. В 1598 году умирает царь Фёдор Иоанович, последний из династии Рюриковичей. Престол наследовать было некому. Дело в том, что старший брат Фёдора (Иван) умер ещё в 1581 году. Его, в порыве гнева, ударил посохом Иван Грозный. Принято считать, что это и послужило причиной смерти. Младший брат Фёдора (Дмитрий) умер в 1591 году в провинциальном городе Углич. Своих детей у Фёдора не было. От брака с Ириной Годуновой у них родилась дочь Феодосия, но во младенчестве она скончалась. В таких обстоятельствах престол унаследовать могла Ирина, но она отказалась и ушла в монастырь. При этом благословила на трон своего брата Бориса Годунова.
Таким поворотом дел многие были недовольны. Начались междоусобные разборки. Плюс ещё не дремали поляки, хотевшие в период ослабления власти поживиться за счёт Руси. И ведь это им частично удалось. Была развязана русско-польская война (1609 — 1618 гг.) и даже захвачена Москва. Это время получило название «смутного». В период оного были у власти и Григорий Отрепьев, и Василий Шуйский, и коалиция под названием «Семибоярщина». Закончилось смутное время освобождением от поляков Москвы в конце 1612 года вторым народным ополчением под предводительством князя Дмитрия Михайловича Пожарского и земского старосты Кузьмы Минина. Через несколько месяцев (21 февраля 1613 г.), для укрепления власти, Земский собор избрал на царствование Михаила Фёдоровича Романова (1596 — 1645 гг.). Кстати, он приходился двоюродным племянником царю Фёдору Иоановичу (Анастасия, мать Фёдора Иоановича, является родной сестрой Никиты Романовича Захарьина, деда Михаила). В то время Михаил со своей матерью (Ксения Ивановна Шестова) жили в костромской вотчине, селе Домнино. За ним направили послов для приглашения на царствование. Поляки узнали об этом и попытались убить Михаила, снарядив специальный отряд. Воплотить в жизнь задуманное не удалось, отряд заблудился. Местный староста Иван Сусанин завёл их в глубокую чащу. Для безопасности Михаил переехал в Кострому, в Ипатьевский монастырь. Венчание на царствование состоялось 11 июня (21 июня по новому стилю) 1613 года в Москве.
Несмотря на установление законной власти, примиряющей различные кланы внутри государства, война с поляками не закончилась. Она длилась ещё несколько лет. Отдельными отрядами поляки совершали рейды по территории Руси. В сентябре 1615 года отряд под предводительством пана Лисовского разрушил Белёв. Досталось и Жабынской пустыни, которая была подожжена и разграблена.
Макарию пришлось восстанавливать монастырь заново. Существует придание, что однажды он увидел близ монастыря, под деревом, раненого польско-литовского воина, который просил пить. Макарий походил, посмотрел вокруг и своим посохом выкопал ямку. Оттуда забил родник. Он напоил раненого и выходил его. А источник и по сей день остаётся целебным. Места здесь тихие и красивые. В настоящее время близ источника построена купаленка.
Вид на купаленку
В монастыре происходили события, которые заставляют задуматься над своими поступками, над своими делами. Например, 6 января 1920 года через Жабынскую пустынь проезжал пьяный милиционер Володьков и выстрелил в надвратный Образ Спасителя. Не успел милиционер отъехать и нескольких метров, как у него отнялись ноги. Через некоторое время он умер. Жена, ухаживавшая за ним, тоже в скором времени скончалась. Или ещё случай. Одну из церквей приспосабливали под хозяйственные нужды и необходимо было прорубить дверь в стене, где находилось изображение Спасителя в полный рост. Все строители отказывались проводить работы, а один согласился. Через 3 месяца на другой стройке упала плита и отрезала этому строителю ноги ровно до того места, что и он на изображении Христа, делая проём в стене. Может это совпадение, а может и нет…
Вид на один из храмов
Посмотрите на окружающий нас мир. Ведь с каждым днём он становится более грубым и бессердечным. Основной принцип — стяжательство, причём под лозунгом «здесь и сейчас». Отложите на время свои мирские дела и подумайте о душе, о своём внутреннем состоянии. Здесь очень подходящее место для этого. Вокруг тишина, спокойствие. Задайте себе вопросы — для чего Вы пришли в этот мир? Какой «след» оставите после себя? Помогли ли кому-нибудь бескорыстно, по доброте душевной? Ведь никогда не поздно начинать делать добрые дела, пусть даже совсем крошечные.
Жабынская пустынь на карте
Свято-Введенская Макариевская Жабынская пустынь
Жабынская Макариевская пустынь находится около города Белёва. Если ехать к Белёву со стороны Болхова, то перед самым городом (на развилке) необходимо повернуть на Тулу. После пересечения железной дороги (слева) будет указатель на Жабынскую пустынь.