Скит Кукши

Недалеко от деревни Фроловка Мценского района Орловской области в 1999 году был создан скит Кукши (с 2012 года – мужской монастырь во имя святого Кукши). Место образования скита было выбрано совсем не случайно. По преданию именно здесь Кукша принял свою мученическую смерть от рук языческих жрецов. В XII веке места эти были очень труднодоступные. На многие километры вокруг тянулись сплошные леса. С великой просветительской миссией сюда прибыл Кукша Печерский (умер в 1113 г.). Он был миссионером и приобщал к христианской вере вятичей, проживавших здесь. Чтобы хоть немного ощутить дух того времени и узнать побольше о проповеднике, необходимо посетить монастырь. Он располагается в густом лесном массиве. Здесь суета повседневной жизни будто остаётся где-то там, за невидимой стеной. Идя по тропинке к источнику и смотря на нетронутые цивилизацией густые заросли, многие люди мысленно пытаются перенестись в то время и представить в каких условиях проповедовал Кукша. Давайте расширим свой кругозор и немного узнаем о вятичах. 

Вятичи

Это общность восточных славян, проживавших в IX – XIII веках нашей эры в бассейне Оки. В настоящее время на данной территории расположены современные: Московская, Брянская, Калужская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тульская, Воронежская и Липецкая области России. Согласно Повести временных лет название вятичи произошло от имени родоначальника племени Вятко. Вятичи были выходцами из западных славян. Они пришли на новые земли с верховья Десны в начале IX века и постепенно заселили бассейн Оки. Управление у вятичей осуществлялось князьями, а особо важные вопросы выносились на вече (народное собрание в древней и средневековой Руси). Главным городом был Корьдно (Кордно). В настоящее время он отождествляется с селом Корное Мосальского района Калужской области. 

До конца XI века вятичи сохраняли определённую политическую независимость и не входили в Древнерусское государство. Между 1078 и 1084 годами в летописях упоминается поход Владимира Маномаха (1053 – 1125 гг.) на вятичей. В его «Поучении» есть такие слова: «А въ вятичи ходихом по две зиме на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну, ходить 1-ю зиму». Ходота был предводителем вятичей в конце XI века. В последующем вятичи постепенно стали терять свою самостоятельность и их земли вошли в состав Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств. 

Кукша

Святой Кукша Печерский был иноком Киево-Печерской Лавры. Приставку «Печерский» к имени ввели позже. Сделано это было, чтобы подчеркнуть принадлежность Кукши к Лавре и для отличия от других известных людей с таким же именем. Например, в последующем жил старец Кукша Одесский (1875 — 1964 гг.), также причисленный к лику святых.   

По происхождению Кукша был вятичем. Существует несколько версий его появления в Киево-Печерской Лавре. Одна из них гласит, что Кукша был из знатного княжеского рода. К концу XI века вятичи постепенно начали терять свою независимость. Процесс этот происходил продолжительное время и сопровождался рядом военных схваток. В один из походов киевский князь взял в плен подростка Кукшу. Он передал его в Киево-Печерскую Лавру, где Кукшу крестили под новым именем Иоанн. По другой версии Кукша сам пришёл в монастырь. Он происходил из семьи вятичей-переселенцев. Во времена князя Владимира Святославовича (958 – 1015 гг.) южной части древнерусского государства сильно досаждали печенеги. Для защиты территории князь приказал основывать новые города-крепости. В Повести временных лет есть такие слова Владимира: «Нехорошо, что мало городов около Киева. И стал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать мужей от славян, и от кривичей, и от гуди, и от вятичей, и ими населил города, так как была война с печенегами». По этой версии Кукша был потомком тех самых переселённых вятичей. Так ли это было или как-то по-другому, в настоящее время сказать однозначно не представляется возможным. Слишком мало информации о Кукше дошло до наших дней. 

Кукша долгое время прожил в Киево-Печерской Лавре. Здесь он был крещён и получил новое христианское имя Иоанн. Своё старое имя (Кукша), полученное при рождении у вятичей, он тоже оставил себе. В то время, после принятия православия на Руси, очень долго сохранялась традиция иметь кроме христианского имени ещё и народное. В иночестве (монашестве) это имя прочно закрепилось за ним. Даже в момент его смерти Пимен Постник, находившийся в Киево-Печерской Лавре, провозгласил: «Брат наш Кукша в сей день, противо света убиен есть». Предположительно, имя Кукша у вятичей произошло от названия птицы кукша, которая издаёт характерные звуки «куук». 

Крещение Руси происходило не сразу. Здесь жило много различных племён, некоторые из которых не прониклись новой верой. Великий князь Владимир Святославович не хотел сразу жёстко насаждать христианство. Поэтому процесс растянулся на долгие годы. Новая вера просто была выбрана как официальная государственная религия на Руси. С великой тоской взирал Кукша на своих соплеменников (вятичей), которые никак не хотели отказаться от язычества. Все эти жертвоприношения и другие дикие обычаи вызывали у него большую скорбь. Кукша долго готовился к своей миссии. Мысль о ведении проповедей среди вятичей не покидала его ни днём ни ночью. Наконец он решился и со своим учеником Никоном отправился в земли предков во главе небольшой миссии.  

На ладьях по Десне Кукша добрался до Брянска. В те времена это был самый лучший и удобный путь передвижения. Отсюда началась его просветительская деятельность. Преодолевая дебри и болота, миссия постепенно углублялась в земли вятичей. В поселениях Кукша читал проповеди, обращая население в христианскую веру. По одному из приданий, на лесном косогоре около правого берега Оки он поставил скитский дом, в котором совершал молитвы. Рядом с домом выкопал «Богомольный» колодец. Сейчас эта территория относится к современному Мценскому району Орловской области. Далеко не всем была по душе деятельность Кукши. Даже сейчас чародеи и колдуны для некоторых людей имеют определённое значение, а в то далёкое время они полностью владели умами народа. Проповедовавший христианство Кукша, лишал их былого влияния. Постепенно люди стали отдаляться от язычества и принимали новую веру. Жрецы понимали, что это начало конца их власти и безбедного существования как привилегированной касты. Тогда они решились на крайний шаг. Тёплой августовской ночью (по современному летосчислению в начале сентября 1113 года) жрецы напали на миссионерский стан. Всю ночь продолжались мучения, а на рассвете Кукшу с его учеником Никоном отвели в сторону и у болота обезглавили. Но жрецы просчитались. В глазах народа Кукша стал великомучеником, отдавшим свою жизнь за добрый, но тёмный народ вятичей. Сам факт самопожертвования ради других имеет огромную силу. Кукша знал, что может умереть, но не остановился и выполнил свою миссию до конца. 

Свет сквозь тьму

Давайте посмотрим на фотографию и немного подумаем о жизни. Может быть в день своей смерти Кукша вот так же в последний раз взглянул на лучики солнца. Он понимал, что это его заключительные мгновения и стойко принял свою смерть. Из монастыря, где Кукша прожил многие годы, в земли вятичей была направлена делегация монахов. Они разыскали его останки и возвратили в монастырь. Мощи Кукши были помещены в ближние (Антониевы) пещеры Киево-Печерской Лавры, где находятся и по сей день. 

Монастырь святого Кукши на карте